История храма

Известная с XVI в. деревянная церковь Рождества Христова была обычным сельским приходом. Построенная боярином Шерефединовым для духовного окормления своей семьи и крестьян. К середине XVIII в. она пришла в плачевное состояние, и из-за этого в ней даже было запрещено совершать богослужения.

Благодаря заботам и усердию священника Никиты Стефановича церковь была обновлена. 20 ноября 1789 г. ему было разрешено подвести под церковь каменный фундамент и покрыть церковь тёсом. Также было велено сделать два верхних яруса иконостаса, возвести колокольню и обнести храм оградой. Это означает, что на эти цели были выделены деньги.

Деревянная церковь Рождества христова в с. Гололобово
Но, скорей всего, в 1790 г. вместо ветхой церкви поставили новую, также посвященную величайшему евангельскому событию Рождеству Христову. По некоторым данным сруб на новую церковь был куплен у помещика села Кривцы П. М. Волконского . Этот храм просуществовал до 1924 года, и находился он невдалеке от нынешнего, возле верхнего пруда, там, где располагалось помещичье кладбище, сохранившее до сих пор старые надгробия.

Церкви принадлежали небольшие земельные угодья. В её ведении находилась 1 десятина усадебной земли и 33 десятины пахотной и сенокосной. Как пишет исследователь истории Коломенского края Г. И. Бычков: «Дома священнослужителей были собственные и стояли на церковной земле. Постоянного оклада они не имели, и содержание их было «скудным»».

К сожалению, известны имена лишь немногих священнослужителей, служивших в храме. О священнике Никите Стефановиче мы уже писали. Людская память сохранила до нас дорогие имена двух священников: первого настоятеля храма священника Михаила и последнего – священника Александра.

Некоторые имена священнослужителей мы узнали из архивных данных. В 1813 г. в нашем храме служил священник Иоанн Иоаннов, о котором известно, что он «в школах не был», то есть не имел богословского образования. В «Метрической книге для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших Христорождественской церкви села Гололобово Коломенского уезда Протопоповской волости» значится, что с марта 1829 г. в ней служил священник Василий Померанцев вместе с псаломщиком Василием Введенским.

С января 1867 г. приходским священником нашего храма стал иерей Сергий Петрович Птенцов, который был рукоположен в священнический сан по окончании Московской Духовной семинарии. При нём был пономарь Илья Орлов. Вместе они служили до июня 1888 г. За обращение в Православие старообрядцев и безмездное прохождение должности увещевателя и приведение к присяге мировых судей Коломенского уезда отец Сергий был удостоен церковных наград в виде архипастырских благословений. В 1879 г. его назначали благочинным, но по состоянию здоровья он не мог исполнять эту должность, и согласно поданному им прошению был от нее уволен, а в 1888 г. о. Сергий был переведён в с. Дарищи .

Согласно метрическим книгам с 1877 г. многие Таинства в храме совершает протоиерей Виктор Давидович с диаконом Иаковом Иваницким и пономарем Трифоном Макаревичем. Отец Виктор, скорее всего, лишь иногда замещал больного и немощного отца Сергия.

После священника Сергия Птенцова следующим настоятелем церкви Рождества Христова стал протоиерей Иоанн Карпов. С его именем связана постройка нового каменного храма и обновление всей жизни в селе Гололобово. Неутомимый труженик и ревностный пастырь, он не жалел своих сил для возрождения потерянного благочестия в народе.

Строительство нового храма

В 1877 г. Иоанн Андреевич Карпов окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда и был назначен учителем в одно из начальных училищ Бронницкого уезда, в 1879 г. переведён в начальное училище при Старо-Голутвинском монастыре, где проводил долитургийные беседы с народом. В 1886 г. Коломенский училищный совет выразил ему письменную благодарность. В 1887 г. он был посвящён в священнический сан к Никольской церкви при Московской Духовной семинарии, а в 1888 г. переведен настоятелем Христорождественской церкви с. Гололобово Протопоповской волости Коломенского уезда. В то время это был бедный приход, не смотря на то, что Гололобово было немалым селом и имело своих ямщиков. Деревянный храм стал ветхим, к тому же он был холодный и маленький.

Первое на что обратил внимание отец Иоанн, когда стал настоятелем церкви Рождества Христова, было неудовлетворительное духовное состояние жителей: повальное пьянство, редкое посещение церковных служб и равнодушие к духовной жизни. Ко всему этому в селе царила бедность – ведь крестьяне несли деньги в кабак. Казалось, что вдохнуть церковную жизнь в стены заброшенного храма не возможно, просветить светом Христовым темных, заблудших людей не под силу. Нужно было что-то, что-то необычайное, чтобы заставило людей отойти от пагубных пристрастий. И вот отец Иоанн решил строить новый храм, каменный и необычайно красивый.

big
Проект храма, выполненный Д. Е. Виноградовым
В 1888 г. на средства местного помещика Владимира Александровича Гридина, который в то время был церковным старостой, и его жены, землевладелицы Аполлинарии Дмитриевны Гридиной, был заказан проект у московского архитектора Дмитрия Виноградова . Это был его первый проект православного храма. Насколько он был удачен, можно видеть своими глазами. Позже по проектам Виноградова неоднократно строились новые храмы в Коломне (церковь Пресвятой Троицы в Протопопово, трапезная часть церкви свв. Апостолов Петра и Павла), Егорьевском р-не и Москве.

За четыре года строительства в с. Гололобово на месте ветхого храма возвысилась большая каменная церковь, существующая до настоящего времени.

Церковь была построена в стиле позднего классицизма и представляла собой сложное архитектурное строение. Венчал храм шатровый купол и четыре главки с витыми маковками. Шатровое завершение имела и колокольня, украшенная арками и кокошниками. Симфонию шатров дополняли и маленькие шатры над северной и южной папертью. У храма имелась просторная трёхчастная апсида. Сама церковь располагалась на обширной поляне, огороженной живой изгородью из посаженных деревьев и обнесённых канавой.

Помещик Гридин, как врач, хотел, чтобы престол построенной им церкви был освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Но Святейший Синод отклонил его просьбу, и по существующей церковной традиции постановил освятить церковь как и прежде – в честь Рождества Христова. К сожалению, мы очень мало знаем о нашем благодетеле – человеке, который всю жизнь заботился о благе народа.

В новый изящный храм потянулись люди. Но шли они не только в красивое здание, они шли к дорогому батюшке, в котором видели своего духовного руководителя и заботливого отца. А заботы о своей пастве отец Иоанн проявлял немалые. В 1890 г. он открывает Общество трезвости. Для того чтобы народ окончательно отучить от пьянства и привить ему культуру трезвого общения в 1903 г. батюшка на средства Московского губернского комитета попечительства о народной трезвости построил чайную (на её месте сейчас стоит магазин), в которой сам стал распорядителем. Под его влиянием местный купец Рыбаков закрыл свой кабак, а его помещение отдал для размещения школы. За свои труды в 1902 г. о. Иоанн получил диплом на звание члена Московского губернского попечительства о народной трезвости, в котором состоял до 1914 года , а, возможно и далее, и письмо с выражением благодарности.

Особое внимание протоиерей Иоанн Карпов уделял детям. На место Гололобовской начальной школы стараниями П. И. Вельяшева из д. Большое Уварово в 1875 г. было переведено земское училище, для которого генерал-майор снимал отдельное помещение. С 1882 г. попечителем школы стал В. А. Гридин, в 1883 году он попытался построить для нее новое здание. Многие из преподавателей имели духовное образование. С 1889 г. о. Иоанн был утверждён законоучителем Гололобовского сельского училища. С этого времени началась его постоянная забота о духовно-нравственном воспитании детей. Несмотря на то, что главным уроком в училище был Закон Божий, для того, чтобы дети смогли глубже проникаться светом евангельского учения и христианской нравственности, о. Иоанн привлек Кирилло-Мефодиевское братство, которое в Гололобово создало церковно-приходское училище. В 1894 г. земскую школу закрыли, и чтобы ее место не пустовало, в следующем году Кирилло-Мефодиевское братство обратилось с просьбой, отдать ему освободившееся помещение. Но братство не смогло продолжить свою образовательную деятельность, и дети местной округи, а это были дети не только села Гололобово, но и деревень Шеино, Дубенки, Новоселок, Хлопны и др., остались без возможности учиться . Тогда в 1896 г. о. Иоанн открыл свою церковно-приходскую школу, а в 1901 г. для неё выстроил отдельное здание, затратив и свои собственные деньги.

Заботясь о воцерковлении своей паствы, и детей и взрослых, при храме им был организован любительский церковный хор, который существовал до революции в течение 25-ти лет.

big
Протоиерей Иоанн Кар-пов
В 1897 г. батюшка создал приходское попечительство о бедных, в котором сам состоял членом и казначеем.

Эти заслуги отца Иоанна Карпова не остались не замеченными. В 1891 г. Коломенское земское собрание выразило ему благодарность за успехи в деле народного просвещения и распространение трезвого образа жизни среди прихожан. В 1890 г. был награждён набедренником , в 1906 г. – камилавкой, а в 1910 г. – наперсным крестом. С 1892 по 1895 г. о. Иоанн был в должности духовного следователя. В 1907 г. его назначили благочинным 3-го округа Коломенского уезда, в 1914 г. за успехи в преподавании Закона Божия он был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. В 1916 г. отец Иоанн был возведён в сан протоиерея.

Прихожане любили своего батюшку. И 15 ноября 1912 года всем селом отмечали 25-летие служения настоятеля церкви Рождества Христова.

У отца Иоанна и его супруги Екатерины Матвеевны было двое сыновей: Сергей (род. 1884 г.), окончил Московскую Духовную семинарию и Демидовский юридический лицей, с 1904 по 1906 гг. он преподавал в Гололобовской школе; и Николай (род. 1892 г.), учился на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета.

Вместе с отцом Иоанном на приходе служил диакон Антоний Димитриевич Пашков и помогал им пономарь Илья Орлов. Церковным старостой был дворянин, помещик села Дубёнки статский советник Алексей Ростиславович Расторов, зять генерал-майора Вельяшева.

Записи, сделанные в Метрической книге рукой протоиерея Иоанна Карпова, обрываются в декабре 1918 г. Далее он служить не мог по старости и по причине болезней, одолевавших его в этом возрасте. Богослужения вместо него совершали приходящие время от времени разные священники.

big
Надгробие XVI века.
В 1926 г. он мирно отошёл ко Господу, и был похоронен почётном месте – за алтарём построенного им храма. Не так давно была обнаружена его могила. Теперь в возрождающемся храме возносится за протоиерея Иоанна постоянная молитва. Вечная ему память!

big
Воскресная школа спасает уцелевшие надгробия
До первой четверти ХХ-го века в селе стояли оба храма, каменный и деревянный. Рядом с деревянным храмом находилось старое церковное кладбище. На нём в 2004 году были обнаружены могильные плиты приблизительно XVI века. Здесь же находились могилы действительного статского советника А. Н. Сазонова, генерал-лейтенанта Ф. А. Преображенского и генерал-майора П. И. Вельяшева , помещика Бьорка. Недавно силами Воскресной школы храма Рождества Христова были огорожены уцелевшие надгробия.

Поругание святыни

big
Храм Рождества Хри-стова в 60-е годы ХХв
В 1924 г. деревянный храм был разрушен. Недолго после этого действовал и каменный храм, в 1929 году с него сорвали главный колокол, разрушив при этом один столпов колокольни. По воспоминаниям старожилов села, два активиста, особо усердствовавшие в поругании святыни, погибли при снятии колокола – один на месте, а другой в скором времени от полученного ранения от разбившегося колокола. 9 марта 1930 г. вышло постановление Московского Совета РиКД, в котором говорилось: «Вследствие ходатайства Пр. Кол. У.И.К. и КРИК, а также местного населения о закрытии церквей бывшего Бобреневского монастыря, села Черкизова, с. Мячково, пог. Старки, с. Гололобово и с. Коробчеева и использования их помещений в культурно-просветительских целях и принимая во внимание, что от содержания первых 3-х культовых зданий верующие отказались, и что все испрашиваемые д. здания пригодны для указанных целей и руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК от 8.4.29 г. «О религиозных объединениях» все указанные церкви закрыть и здания их после фотографирования передать КРИК для использования в культурно-просветительских целях, а с предметами религиозного культа поступить согласно постановлению от 8.4.29 г.», т. е. национализировать – отнять у церкви и передать районному Совету депутатов трудящихся (Постановление СНК РСФСР от 08.04.1929 г. «О религиозных объединениях» п. 25). Несмотря на это, храм был открыт до 1931 года. Судьба последнего настоятеля храма священника Александра нам, к сожалению, не известна. Скорее всего, его постигла та же участь как и многих священнослужителей того времени. Местные жители долго помнили последних певчих церковного хора, созданных о. Иоанном Карповым: Карцеву Марию, Задонскую Надежду, Виноградову Елизавету, Трофимову Анну, Ефимову Анну, Царёву Татьяну, Евтееву Варвару и девочку Евтееву Агашу.

В 1922 г. у храма произошло криминальное событие. О нем поведал С. П. Орловский. Было совершено нападение на бухгалтера местного колхоза и его сопровождающих, возвращающихся с зарплатой колхозников. В результате чего были убиты Е. С. Орловский, его родственница М. Свиридова, находившаяся на 8-м месяце беременности и К. Иванова, тремя пулями был ранен Евтушенко, а Галлеев, несмотря на тяжелые ранения, успел убежать.

big
Позже на суде Евтушенко и Галлеев смогли опознать нападавших. Ими оказались Колесников и Григорьев (приговорены к расстрелу), и Константин Григорьев (Костька Хохолок), которого не нашли. На месте трагедии в память о невинно убиенных приходом храма Рождества Христова был установлен крест.

После закрытия храма его убранство было взято местными жителями на хранение или разграблено, а здание приспособили под различные нужды. Сначала в нём располагалось зернохранилище, во время Великой Отечественной войны устроили скотобойню и забивали коней, с 1945 по 1949 гг. был клуб и показывали кино, потом открыли грибоварку. В 1950 году за ветхостью упал центральный купол с крестом, который оттащили и бросили куда-то в речку Коломенку.

Несмотря на тяжелые гонения на Русскую Православную Церковь в годы советской власти, народ не терял веру в Бога и во время тяжелых испытаний, не взирая ни на какие запреты открыто и горячо молился Ему. Так было в годы Великой Отечественной войны, так было и после нее. Одна из жительниц с. Гололобова В. Е. Константинова (в девичестве Погодина) в своем письме писала, что помнит, как на поле между селом и кладбищем (оно находится в полукилометре от храма) в 1947 году священник вместе с народом служил молебен «по случаю жестокой засухи два лета подряд. Люди просили у Бога дождя». Еще она вспоминает, что «все школьники в эти два года собирали колоски на поле после жатвы, а весной приносили золу для колхозного поля».

В последнее время в заброшенной церкви Рождества Христова располагался склад азотных удобрений. Их действие сильно повредило внутреннее помещение храма. Запах аммиака очень долго ощущался за богослужением вместо запаха благовонного ладана, а впитавшиеся в стены удобрения сильно повредили их изнутри.

Возрождение храма

big
В 1995 г. церковь Рождества Христова была передана Русской Православной Церкви. Первым настоятелем после возвращения храма верующим был назначен протоиерей Виктор Спиридович. Под руководством председателя Приходского совета Борисовой Клавдии Николаевны начались восстановительные работы: были вывезены удобрения, залит бетонный пол, вставлены окна, заделаны дыры в крыше, проведены свет и газ, установлен иконостас и подготовлен алтарь для проведения богослужений. Клавдия Николаевна вспоминает: «Когда начали восстанавливать храм, дел было очень много. Ведь всё нужно было начинать с нуля. Надо было зарегистрировать приходскую общину, открыть счёт в банке, искать спонсоров. Как это делать я не знала, но во всём помогал Господь Бог и Его Пречистая Матерь. За необходимыми советами приходила к благочинному отцу Андрею Хмылову. Одним из самых важных дел было очистить храм от скопившегося там мусора и аммиачного удобрения. Везде вешала объявления с просьбой прийти на субботник в церковь... Много пришлось пережить трудностей и скорбей, самые тяжелые из которых были равнодушие к восстановлению поруганной святыни и людские пересуды». В 1999 году настоятелем был назначен преподаватель Коломенской Духовной Семинарии священник Дионисий Басов. С этого года в церкви начались совершаться регулярные богослужения и продолжились восстановительные работы. В 1999 году на пожертвованные средства внутреннее помещение храма было заново отштукатурено, постелены деревянные полы, а в следующем – восстановлен центральный купол с позолоченным крестом. В реставрации храма принимают активное участие Карасёвский керамический и Гололобовский кирпичный заводы. С 2000 по 2004 года проводились работы по восстановлению крыши храма. В 2007 закончили восстановление колокольни храма. В 2008-2009 годах восстановили кирпичную кладку боковых маковок. В 2011 году установили восточные витые маковки. С 2003 года храму помогает ГУ МО «Мособлгосэкспертиза». Благодаря помощи благотворителей восстановительные работы не прекращаются. Мы приглашаем всех имеющих возможность помочь храму внести свою посильную лепту, и благодарим всех благотворителей, имена которых мы все и не перечислим, за их принесённую жертву на благо церкви.

Документы по теме:

Историческая справка, Передача в собственность

08:15 Неделя пред Воздвижением. Прп. Силуана Афонского.

Часы. Исповедь – 8 ч. 15 мин.

Божественная Литургия.

Енишерлов Владимир Петрович
ООО «Технология 21-й век»
ГАУ МО «МОСОБЛГОСЭКСПЕРТИЗА»
ООО «Коломенский центр сертификации, мониторинга качества и защиты прав потребителей»
Полунина Оксана Николаевна


Миссионерский отдел Московской епархии


Православная библиотека мобильное приложение


Незнакомое православие


Православный молитвослов мобильное приложение


Миссионерская группа Соль земли в ВКонтакте Миссионерская группа Соль земли в Facebook
Вернуться в начало страницы
Храм Рождества Христова в Гололобово. 2008 - 2016 год